Уже при жизни Эль Греко современники оставили о нем свои воспоминания, многие из которых легли в основу современных исследований. В частности, с тех времен сохранилось интересное суждение об Эль Греко, ныне широко распространенное: "То, что Эль Греко делал хорошо, никто не мог сделать лучше его, но то, что он делал плохо, никогда не могло быть сделано хуже". Это парадоксальное утверждение имеет, тем не менее, рациональные корни, если принять во внимание общий характер искусства на рубеже двух эпох, в которые творил Эль Греко, отличавшееся остротой противоречий, запутанностью тенденций и внутренним трагизмом. Как пишет Т.Каптерева в своей монографии, "творчество Эль Греко обозначало собой своеобразный водораздел между двумя великими художественными эпохами, когда в искусстве многих европейских стран на смену уходящим в прошлое традициям Возрождения в мучительных исканиях приходят первые провозвестия нового художественного этапа – искусство 17 столетия".
Исследования творчества художника, принадлежащие разным авторам, позволяют сделать вывод, что живописная манера Эль Греко сформировалась под влиянием трех великих художественных культур – византийской, итальянской и испанской. Эволюция творчества Греко определяется этапами его жизненного пути. Т.П.Каптерева так очерчивает основные вехи творческой судьбы художника: "Молодость на родном острове Крит обусловила появление иконописных работ; годы, проведенные затем в Венеции, нашли отражение в ренессансно-венецианских произведениях; с приездом в Испанию мастер бурно эволюционирует в направлении маньеризма с типично испанской мистической окраской".2 Существуют мнения о приоритетной принадлежности Эль Греко к каждой их этих школ. Среди них так называемая теория "византизма", само название которой говорит о том, что ее приверженцы определяющее место в творческом методе Эль Греко отводят иконописным традициям, усвоенным мастером в ранней юности из обучения у критских художников.
Доменикос Теотокопулис (1541-1614) - настоящее имя Эль Греко - уроженец Крита, обучался в мастерских известных иконописцев своего времени – Михаила Дамаскиноса, Андреаса Рико, испытал косвенное влияние Феофана Грека, в середине XVI века определявшего художественную жизнь критской школы, которая благодаря ему вышла за пределы Крита и получила свое дальнейшее развитие уже на Пелопонессе.
читать дальше www.portal-slovo.ru/art/35877.php
Картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»
vendettasephivendetta
| среда, 05 октября 2011